Почтение и уважение не являются словами, обладающими полным значением для современного ума, поэтому нам необходимо найти альтернативные термины и выражения, которые способны восстановить значение этих слов и помогут нам понять их первоначальный смысл. Иначе я могу сказать: «Я уважаю вас», — но эти слова могут значить столько же, как если бы я сказал: «Я думаю, ваш рост 1 метр 40 сантиметров». Вот некоторые термины, которые помогут показать, что подразумевается под почтением и уважением.
1. Принятие
Заметьте, что под принятием мы не подразумеваем обыкновенное терпение или пассивное примирение с чем то, что неизбежно. Принятие — это активное принятие человека, как бы говоря: «Ты — ценное дополнение для нашей команды, или для нашего отдела, или для нашей компании». Такое признание лидеров очень важно для того, чтобы люди чувствовали, что их признают как достойных участников деятельности.
2. Подтверждение
Оно стремится укрепить чувство собственного достоинства и уверенности в себе у людей, привлекая внимание к их сильным сторонам и возможностям. Передается следующая мысль: «Я считаю, что ты чудесный человек, и хотел бы, чтобы ты чувствовал то же о себе». Отдача для лидеров необычайно большая; немногое воодушевляет больше, чем ведение группы людей, которые думают о себе положительно, потому что у них есть сильные стороны, и они знают, какие они. К сожалению, большая часть нашего учения в церквах, кажется, направлена на то, чтобы заставить людей думать о себе отрицательно.
3. Одобрение
Это более субъективно. Одобрение выражает моё удовольствие, удовлетворение или благодарность тому, кем вы являетесь, или что вы делаете. В действительности оно говорит: «Мне нравится то, какой ты есть, и как ты выполняешь работу».
Искреннее одобрение, выражаемое лидерами, является одним из вознаграждений, которое наиболее ценно для людей.
4. Восхищение
Восхищение привлекает внимание к достижениям человека и, вместе с тем, выражает желание стимулировать их. Оно говорит: «Ты установил в этом деле впечатляющий меня стандарт, и я был бы счастлив достичь его тоже».
Восхищение является стимулом ещё более сильным, чем одобрение, особенно когда оно исходит от лидеров, которые считаются людьми, знающими, о чем они говорят. Одобрение говорит: «Хорошая работа!», — но при этом присутствует скрытый смысл: «Я тоже мог бы сделать это так же хорошо». Восхищение откровенно заявляет: «Я никогда бы не сделал так хорошо!»
5. Признание
Это публичное воздаяние человеку признания или похвалы в присутствии других людей. Но лидеры должны заботиться о том, чтобы не только говорить хорошо о своих людях третьей стороне, но также и говорить это людям в лицо. В первом случае они могут испытать благодарность, но если не будет последнего, они могут подумать: «Почему он не скажет и мне?»
Как демонстрировать почтение и уважение?
Предмет уважения является решающим для качества взаимоотношений между лидерами и людьми. Люди, которые находятся в подчинении, легко могут начать чувствовать, что их воспринимают как само собой разумеющееся, или что на их чувства или на их права не обращают внимание; и с ними обращаются «как с грязью». Я подозреваю, что многие споры в промышленности, которые внешне идут о зарплате, вырастают из подобных чувств у рабочих, которые решили, что если с ними будут обращаться, как с машинами, или ещё хуже, за это придётся заплатить.
Люди отдают всё, когда они чувствуют, что их уважают. У человека, которого почитают, и он знает это, есть большие шансы поступать достойно. Тот, кого постоянно бесчестят, в конце концов не видит смысла жить так, как этого от него хотят. Вот несколько основных способов, как лидеры могут почитать своих людей или оказывать им уважение:
1. Говорить об этом, то есть выражать это в словах, в письменной или устной форме, в виде благодарностей, похвалы, одобрения или благодарности за хорошо выполненную работу или оказанную услугу.
2. Подтверждение закономерности присутствия человека в определенном обществе или поддержка на людях. Так же, как люди чтят своих лидеров признанием «наш» служитель, «наши пресвитеры», так и лидеры чтят своих людей аналогичным признанием. «Мои лидеры домашних церквей, и я горжусь ими и той работой, которую они выполняют», или «один из тех, кому я всегда могу доверить самое лучшее» (2 Пет. 3:15-16).
3. Доверять им. Например:
а. Советоваться и узнавать их мнение по вопросам, касающимся организации, и воспринимать их мнение всерьёз,
б. Представлять предлагаемые направления движения и стратегии для их критического рассмотрения и предложений, и воспринимать их критику серьёзно.
в. Исчерпывающе объяснять причины, влияющие прямо или косвенно на принятые решения и г. Делиться с ними как хорошими, так и плохими новостями.
4. Признавать в их личной жизни права на:
а. Принятие решений, которые вы не приняли бы;
б. Ошибки, которые вы не совершили бы;
в. Взгляды, которых вы не придерживались бы, и
г. Следование указаниям своей совести.
5. Обращаться с людьми, как с ответственными взрослыми, и не позволять, чтобы плохая работа сходила им с рук, или чтобы они довольствовались уровнем исполнения, который ниже уровня, которого, как мы знаем, они могут достичь. Если мы позволяем, чтобы плохое исполнение оставалось незамеченным, в действительности этим мы говорим: «Я считаю, что это всё, на что ты способен».
6. Почтение сообщается ещё и невербальным путём. Забота и уважение сообщаются не только через то, что мы говорим, но и через тон голоса, через взгляд и жесты. Наши глаза и тон голоса являются неисправимыми предателями, потому что мы не можем контролировать их усилием воли. Если я отношусь к вам недружелюбно, я могу говорить приятные слова, но дружескую теплоту в голосе и дружеский взгляд я не могу подделать.
7. Почтение также сообщается через то, что я называю «присутствием» для другого человека, иными словами, когда мы сознательно присутствуем для другого человека и внимательны к нему, когда мы общаемся друг с другом. Когда вы приходите в офис своего начальника для разговора о том, что вы считаете важным, то как вы чувствуете себя, если всё время, пока вы говорите, он роется в ящике своего стола или пишет указания своему секретарю? Вы наверняка почувствуете, что вас игнорируют и бесчестят. Но если он откладывает свои бумаги, говорит секретарю: «Никаких звонков следующие 20 минут», — и затем говорит вам: «Присаживайтесь, поговорим», — как вы будете чувствовать себя? Вы, как и все мы, отреагируете на почтение.