II. Обратимся теперь к рассмотрению ИСТИН, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ЭТИМ УНИЧИЖИТЕЛЬНЫМ ФАКТОМ.
Сначала, заметим, что свидетельство нашего Господа о человеческом сердце, ставшем логовом зла, из которого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, кражи и так далее, побуждает нас принять учение о грехопадении. Если допустить, что мы пребываем в подобном состоянии, то просто невозможно представить, что такими сотворил нас Сам Бог. Чистое и святое Существо должно быть Творцом чистых и святых существ. Вопрос и ответ Иова, «Кто родится чистым от нечистого? Ни один», можно изменить на противоположный и сказать, «Кто родится нечистым от чистого? Ни один». Святой Бог должен быть родителем святых детей, и Бог, сотворивший человека, должен был сотворить его совершенным, иначе Он не действовал бы в согласии с Его природой. Остается изумительно неразрешимой загадкой то, что человек является тем, кем является, до тех пор, пока вы не обратитесь к нашей Книге. И только прочитав историю грехопадения, вы получите разгадку этой загадки. Только отсюда мы узнаем, как наш праотец, выступивший в роли нашего представителя, согрешил, и заразил первородным грехом всю человеческую расу, так что мы, будучи рождены от него, рождены по его образу и по его подобию, и, будучи в нем противниками Бога, мы рождаемся противниками Бога; будучи в нем отступниками, мы также рождаемся в нем отступниками. «Вот», – говорит Давид, «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Вот он корень проблемы. Вовсе не творением Бога мы греховны, но падением Адама. Вследствие переделки и разрушения нас мы становимся теми, кем являемся, наследниками первородного греха и порока. Если спросят, «Как эту великую тайну постичь глубже, и как доказать, что подобное понимание справедливо?», мы ответим, что все это столь глубоко и столь высоко для нашего разумения, чтобы и мысли допустить, что мы способны узреть справедливость этого понимания, невозможно. Иногда мы даже восхищаемся милостью, проявленной в этом; мы не обсуждаем фактических данных, ибо постичь их не в силах, но принимаем их по вере, если Бог открывает их. Итак, когда Бог открывает, что грехопадением одного человека многие сделались грешниками, мы верим тому, и закрываем проблему. Пусть факт остается фактом, ведь мы понимаем, что за всем этим лежит глубокая тайна. Вам нужно объяснить грехопадение, и вы не поверите, пока не поймете всего? Мы сошлемся на другое в природе, в основании чего лежит вера, а не разум. У природы тысячи тайн, о существовании которых вам известно, но постичь которые вам не дано. Вы не знаете ни тайны силы простого электричества, ни тайны силы тяготения. Эти силы в природе действуют, ведь вы видите последствия их действий, но каково происхождение этих сил, вы не знаете. Но вот еще большая сила пребывает в человеческом сердце, сила зла, и вы наблюдаете следы его действий повсюду, но откуда она там, вы не сказали бы, когда бы Бог ни казал, что сила зла передается нам по наследству от прародителей вследствие грехопадения Адама. Так что оставьте в покое эту силу, и преклонитесь пред Богом. Только не забывайте, если кто-то из вас, все равно кто, поддавшись самообману, решит постоять за себя, то более, чем вероятно, он падет, и, если он падет, то падет навсегда; поскольку бесы, некогда бывшие добрыми ангелами, приобрели независимость; и поэтому пали, но, превратившись в бесов, они уже не могут спастись в вечности, ибо они были оставлены Богом навсегда, и таковые погибнут в вечности. Однако мы пали в Адаме, то есть, мы не пали прежде сами по себе, так что есть вероятность нашего исправления заслугами иного Адама, и мы воистину были исправлены в человеке Господе Иисусе, так что всякий верующий в Господа Иисуса был избавлен от падения Адама и спасен заслугами Господа Иисуса Христа. Путем нашей погибели был путь, на котором имелась, как казалось, возможность спастись самим, и, если бы вначале мы встали на этот гибельный путь по причине греха, совершенного нами по своей свободной воле, то, по всей видимости, наша погибель была бы столь же необратимой, какой стала для бесов, которым блюдутся узы адского огня и мрак тьмы вовеки. Таким образом, учение о греховной природе человека неизбежно ведет к убежденности в грехопадении.
Далее это учение утверждает, что человек нуждается в новом естестве. Допустим, один молодой человек между нами скажет, «Мне хочется жить совершенно чисто и свято. Я желаю служить Богу». Что же, надо ли нам отговаривать этого юношу? Никак. Иногда утверждают, что мы выступаем против нравственности. Никак и никогда мы не говорили ни слова против нравственности; но мы всегда выступали и выступаем против попыток произвести чистое из нечистого, и говорим, что наша природа (до того как ей освятиться) должна быть исправлена. Если же о нас говорят, что мы выступаем против самого кораблевождения, ибо выступаем против спуска на воду негодных судов, мы довольствуемся тем, что так о нас могут судить только безрассудные; напротив, мы считаем, что выступаем в пользу подлинного искусства навигации, когда говорим человеку, взобравшемуся на утлое суденышко, «Вы собираетесь пересечь бурное море? Тогда подыщите себе другое судно». Юноша, вам хочется святости и чистоты? Тогда запомните следующее. Если из вашего сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния и так далее, то все это обязательно проявляется в ваших словах и делах, как бы вы ни старались ограничить то, о чем говорит Иисус. Вам бы, не уповая на собственные силы, повременить и подсчитать издержки. А что, если и в самом деле вы обретете сердце чистое и дух правый? А что, если ваша древняя, греховная природа изменится? А что, если Божество, сотворившее Адама совершенным, сотворит вас вновь? А что, если Он подарит вам искру новой жизни совершенно иного, высшего свойства, нежели та, что ныне владеет вашей душой? Тогда у вас будет естество, которое столь же склонно к святости, сколь ваше нынешнее естество склонно ко греху. Тогда в силу новой природы вы могли бы прилепляться к добру, и отвращаться зла, между тем как ныне в силу древней природы вы выносите из сердца всякое злое. «О, разве такое бывает?» – спросите вы. Бывает! Это и есть благовествование нашего спасения. Мы говорим вам, что всякий верующий в Господа Иисуса Христа не погибнет, ибо спасается и имеет жизнь вечную; причем вместе со спасением он обретает новое естество. Доверяя Христу Иисусу, вы начинаете любить Его, и эта любовь к Нему силой Божественного Духа поможет вам овладеть страстями, и ваше чистое сердце вступит в борьбу с ветхими страстями, повергнет и покорит их. И стоит вам только всем сердцем и в силе Святого Духа постичь, что Иисус возлюбил вас, и предал Себя ради вашего спасения, как ваша душа воспоет:
«Из этой любви Его имя ношу я,
В былых преимуществах вижу тщету,
Бесчестье свое как былую гордыню,
Как славу мою пригвожду ко кресту».
Когда ваша любовь будет направлена на новый предмет, вы начнете любить не себя, а Бога, воплотившегося в Сыне Его Иисусе Христе. Эта новая любовь станет средоточием вашей личности, или сердцем, побеждающим ветхое тление. Эта новая любовь станет побуждать вас ходить в святости и в страхе Божьем во все дни. О, юноша, не выступайте на это побоище, пока не поразмыслите над издержками. Ведь столь же добрые люди, как вы, тоже стремились победить грех, но нашли его мышцу для себя слишком крепкой. Но вы придите ко Кресту и умолите Спасителя, боровшегося со Своими искушениями и преодолевшего их. Просите, чтобы Он омыл вас от прошлых грехов Своей драгоценной кровью. Просите, чтобы Он даст Своего божественного Духа, великого Исцелителя, Который вступится за вас, и сделает вас новым творением; когда же вы станете новым творением, у вас появятся новые устремления, новые надежды, новые страхи, которые дадут вам следовать новым путем для славы Божьей. Если сердце нечестиво, надо обрести сердце чистое, иначе святым не стать. Разве не ясно, сколь нуждается в исправлении, возрождении, сотворении чистого сердца всякий, ведь нечестивому сердцу вход в Царство Небесное заказан? Если сердца наши суть вертепы зла, своего рода стовратые Фивы, из которых непрерывно исходят воины греха, то как подобной мерзости миновать жемчужные ворота и предстать пред вечным престолом Божьим? O господа, таковы сердца наши, и с его порочными страстями надо кончать; их следует распинать всякий день со Христом, их надо превозмогать, подавлять, искоренять. А то, как можно оказаться там, где сейчас Иисус? Кому по силам совершить этот подвиг, кроме вечного Духа? Только Он способен свершить это. Только Он способен сделать это ныне. Только Он может сотворить в вас сердце чистое, которое тотчас вступит в борьбу с нечестивым, и продолжит эту борьбу на протяжении всей жизни на этом свете, состязаясь, воюя, сражаясь до тех пор, пока, наконец, не изгонит страсти нечестивого сердца вон. Ваши устремления больше не будут направлены на свое и греховное. Вы будете святы как Бог свят, поскольку Бог обновит вас духом ума вашего. И тогда вы войдете в небеса и станете обитать там с ангелами. И тогда вы увидите Бога, ибо сделались силой Святого Духа совершенно подобны Богу. С благоговением и почтением да благословит душа наша, дорогие слушатели, Духа Святого, Который может сотворить из нас новое. Просите Его, пусть ветхий человек в нас умер, для чего мы должны распинать его на Кресте всякий день; пусть наша ветхая природа будет погребена во гробнице Спасителя, и пусть сердце чистое и дух правый в нас могли неуклонно набираться сил и крепости, пока не наступит их окончательного совершенства, пока мы не войдем в свой покой.
И еще одно учение проистекает из этой истины. Если сердце человека не что иное, как источник тьмы и греха, то сколь дивна благодать Бога. Чем руководствовался Бог, спасая таких тварей, что описаны нами выше, если они воистину таковы? Что как не благодать вседержавного Бога могла призреть на этих несчастных? Кто воздает славу человеческим заслугам, всегда возвышает человеческое естество, говоря в его похвалу; мы же, считающие человеческую природу бесповоротно падшей и испорченной донельзя, дивимся превосходной благости и несравненному совершенству Бога, Который некогда возлюбил столь недостойные существа высокой любовью. Павел восхищается этим, когда говорит, «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». Сердце мое было исполнено злых помыслов, но Он возлюбил меня! Сердце мое было исполнено прелюбодеяний и любодеяний, но Он возлюбил меня! Сердце мое было исполнено убийств, но Он возлюбил меня! Сердце мое было способно на ложное свидетельство, сердце мое было способно на хуление Бога, но Он возлюбил меня. O, братья мои, если бы мы могли увидеть себя такими, какими Бог видел нас в состоянии падшести, то мы должны были бы задаться вопросом, как это глаза безграничной Святости могли сносить это, как сердце бесконечной Любви могло увлечься нами. Вас возлюбили не потому, что вы совершенны. Вас выбрали не потому, что вам принадлежит нечто прекрасное и любезное. Вас возлюбили потому, что Христу предстояло возлюбить вас. Вы избраны потому, что Он должен был совершить это ради имени Своего:
«Он видел нас в падении,
Но все же возлюбил;
И спас от разрушения,
И благость проявил!»
Итак, возлюбленные мои, наше спасение есть сверху донизу дело благодати. Всюду благодать! Благодать должна быть от альфы до омеги. Если истина такова, то нечего удивляться, что многие, столь хорошего мнения о себе, не принимают учения об избрании и родственных догм благодати. Если же Бог заставит их вглядеться в собственные сердца, таковые воскликнут, «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», и поймут, что человек, если и спасается, то не своими делами и не своим волением, а только благодатью. Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, ибо кого миловать, помилует; кого жалеть, пожалеет. Учение о вседержавности Бога легко постичь, если понимаешь полную испорченность человеческого сердца. Если бы, разглядев себя в зеркале Писания, мы отреклись и раскаялись в прахе и пепле, то вместо каких-то претензий к Богу, мы обязательно сказали бы, «Пусть творит со мною, что Ему благоугодно», и воззвали бы не к Его правосудию, а к Его непостижимой благодати, восклицая, «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои».
И все же еще раз подчеркнем, братья, учением об избрании иллюстрируется учение об искуплении. Грех страшно, ужасно, до содрогания оскверняет нас; его действие портит наш характер, а его квинтэссенция губит нашу природу. Как следует из слов Спасителя, исходящее из человека оскверняет человека; мы осквернены, прежде всего, внутренне, а наше внешнее осквернение является следствием осквернения внутреннего; то есть грех – это не просто сыпь на коже, а средоточие нашей организации. Вот откуда проистекает наша нужда в драгоценной крови Христа. Дивитесь ее чудной силе! Кровь возлюбленного Единородного Сына Божьего, текущая с заклятого Голгофского древа, очищает нашего внутреннего человека. O, эта изумительная Кровь! O, эта несравненная жертва за грех! Понимая это, приди сюда, грешник, к подножию Креста. Если будут грехи твои, как багряное, Бог как снег убелит; если будут красны, как пурпур, убелит как волну; более того, убелит Бог твое сердце, багряное более, нежели твои дела, убелит Бог и душу твою. Христос очистит источник и поток; Он удалит не только внешние признаки проказы, но исцелит тебя и от проказы внутренней; не оставит у тебя ни корня ее, ни ветвей. O, люди, дивитесь и удивляйтесь! Поклонитесь со слезами на глазах, а затем с ликованием воззрите на Сына Божьего, сошедшего с неба во плоти, закланного за грешников, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Придите сюда, злодеи! Придите сюда, оскверненные и погибшие дети Адама! Придите сюда, погибающие у врат преисподней и лишенные надежды! Придите сюда всякий, кто уподобился народу Завулона и Неффалима и сидит во тьме и тени смертной, окованный скорбью и железом. Придите и уверуйте во Христа, и Он пошлет вам Духа Своего, и сердце чистое сотворит в вас, и дух правый обновит внутри вас; и от всех беззаконий очистит вас. Он станет вашим новым Творцом, ибо ныне Он сидит на престоле и говорит, «Се, творю все новое».
О, Сей Иисус может сотворить некоторым сердце чистое и дух правый уже теперь, сегодняшним утром! Я положил секиру у корня дерева; и всякое дерево, здесь присутствующее, будет срублено и брошено в огонь, если Христос не переделает природу этого дерева, и не заставит приносить плода доброго. Я пытался показать, что внутренний человек наш нечестив, обратился в руины; он стал подобен руинам Вавилонским, в которых обитают отвратительные драконы и другие отвратительные существа. Я вижу нечестивых как великое море, пространное и взволнованное. Это море не может успокоиться, и воды его выбрасывают ил и грязь, в чем обитает сатана в обличье левиафана, и пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими, непристойные и ужасные. Я пытался в меру сил проповедовать древнюю, не отвечающую последней моде истину, и ожидаю, что мне не простят этого. Но пока место благовествованию, поскольку Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их; и всякий верующий в Него освобожден будет от рабства тлению, чтобы жить там, где живет Бог, в совершенной чистоте и блаженстве. Какое же это чудо, милость свыше, что логово зла превращается в храм Святого Духа! Какое же это чудо, что сердце, в котором бесновалось хуление, становится душой, в которой воцаряется благодать! Уста богохульные становятся органом святых песнопений! О, тысячекратное чудо! Мрачная тьма человеческого естества, эта навозная куча, делается чистым алавастром, сверкающим в лучах святого Светила, становится ярким от небес, сияющим как чистое золото и прозрачное стекло. Сам Дух Святой благоволит жить там, где обитал ранее сатана! «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» Какое чудо! Некогда наши тела были храмом похоти и гнева, злоречия и богохульства. Тем не менее, они могут стать и, полагаю, уже стали, храмом Святого Духа. О, чудо из чудес! Да благословит нас Бог и даст постичь в себе это невиданное чудо в похвалу славы благодати Его, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.