При рассмотрении вопроса власти часто практически не замечают аспект сущности ситуации, в которой употребляется власть.
Однако ситуационные аспекты имеют очень большое влияние на тип послушания, которое должно быть соответствующей реакцией в данном случае. Тип власти, который совершенным образом подходит в одной ситуации, может быть неподходящим в другой ситуации, и неуместным, даже опасным, в третьей. Этот раздел особенно важен для церковных лидеров, потому что им приходится общаться с одними и теми же людьми, но часто в очень разных ситуациях и обстоятельствах, и поэтому невозможно использовать просто один общий тип власти.
Можно выделить три типичных категории ситуаций: ситуация Задание, ситуация Обучение и ситуация Этическая, или Духовная, и тип власти, подходящий к каждой из них: власть Задания, власть Обучения и Духовная власть. Если мы обратимся к Новому Завету, мы обнаружим, что разные слова, используемые для послушания и непослушания, можно удачно разместить в этом анализе.
Природа власти Задания
Это самая простая и наиболее прямая форма власти, и она рассматривает подчинённых просто как ещё одни руки или возможности в работе начальника. Лидер отдаёт приказания и даёт инструкции, и от подчинённых требуется только, чтобы они понимали приказы и выполняли их как можно точнее. Если один будет руководить и координировать усилия всех, команда сможет сделать гораздо больше, чем один лидер.
Поэтому в ситуациях Задания лидеры не считают себя обязанными выдвигать причины, оправдывающие их решения, и не заинтересованы в дискуссии и достижении согласия по поводу того, что необходимо сделать. Их власть стремится быть простой, директивной и категоричной.
Власть Задания является законным и уместным типом власти, прекрасно действующим в следующих типах ситуаций:
1. Это первый тип власти, используемый в отношении маленьких детей для того, чтобы добиться их послушания там, где ещё нет основы для понимания причин, почему отдаются данные приказания. Если вам не хотелось бы, чтобы ваш малыш вышел на дорогу, вам нужно положиться на власть Задания, потому что он слишком мал, чтобы осознать опасность, этого от него и ждать не приходится. Он должен учиться слушаться, только потому что вы сказали ему.
2. Власть Задания подходит также для большого количества весьма простых и несложных типов работы, которую необходимо выполнить, или такой работы, которая требует координации усилий группы людей. Если нужно поднять тяжёлый ящик, кто-то должен решить, когда сказать: «Взяли!», — и для этого не требуется созывать собрание.
Также когда большое число людей вовлечено в какую-то операцию, или если её необходимо решить за короткий период времени, власть Задания подходит лучше всего.
3. Власть Задания также остаётся лучшим, даже единственным, типом власти, который может справляться с экстренными или опасными ситуациями повышенного риска, где затруднена коммуникация, например, на поле боя. Кроме того, в таких ситуациях требуется очень большая степень доверия лидеру, поэтому здесь предпочитают известных и испытанных лидеров, или участники должны быть вымуштрованы до мгновенного и беспрекословного повиновения, что часто необходимо для выживания в таких ситуациях.
Послушание Заданию
В Новом Завете для обозначения послушания употребляется греческое слово «пейтеархео», которое означает подчиняться имеющему власть (Деян.5:29; Тит.3:1); для обозначения непослушания — «анопотактос», неуправляемость (1Тим.1:9), которую всегда нужно пресекать, иначе она приведёт к неэффективности, беспорядку и вещам, ещё худшим.
Ограниченность Задания
Если власть Задания употребляется слишком долго в отношении детей, или если она используется некстати, она может держать людей в состоянии психологической незрелости, иногда до такой степени, что они становятся неспособными принимать собственные решения или отвечать за свою жизнь. Критика, выдвигаемая против власти Задания в промышленности, заключается в том, что она делает именно это. Взрослые мужчины и женщины проводят жизнь на фабричном производстве под типом власти, который относится к их раннему детству.
Более того, власть Задания часто жёстко ограничивается только конкретным заданием. Она не даёт лидерам власти над действиями их подчиненных вне данного задания. Часто требуются значительные усилия, чтобы это было признано, и чтобы качество взаимоотношений на работе не распространялось на личную и социальную жизнь.
Природа власти Обучения
Власть Обучения коренным образом отличается от власти Задания, потому что у них разные цели. Целью власти Задания является сделать что-то, в то время как целью власти Обучения является научить кого-то, как это делать.
Английское слово, обозначающее власть, происходит от латинского слова «аугере» — производить увеличение или заставить расти. Таким образом, в области знания власть — это человек, который заставляет других расти благодаря тому, что он знает, или что он вкладывает. Власть учителей заключается в том факте, что они находятся на короткой ноге с предметом, который они преподают или владеют им. Они первыми подступают к нему. Учащиеся подчиняются власти учителя, потому что они не подступают первыми к комплексу знаний, а подступают только через учителей.
Таким образом, у власти Обучения есть две задачи. Первая — привести знания в форму, которая доступна для учащихся. Это включает упрощение, объяснение и иллюстрирование. Вторая — повысить способности учащихся, чтобы они могли проникнуть в комплекс знаний большей глубины и сложности.
Власть Обучения, поэтому, не может полагаться на чёткие и подробные указания. Она должна идти дальше, чтобы раскрыть причины и принципы, лежащие за указаниями. Поэтому вопросы, обсуждения, возражения, споры и объяснения не только допустимы, но и являются частью обучающего процесса. Власть обучения не сделает своё дело должным образом, пока причины не только не будут чётко сообщены учащимся, но и не будут полностью поняты ими.
Это указывает на то, что власть задания не подходит к ситуации обучения. В лучшем случае она произведет заучивание наизусть или заучивание, «как попугай». Учащиеся часто будут довольны этим, но настоящие учителя никогда не позволят, чтобы это произошло, а будут настаивать, чтобы учащиеся стремились понять причины и правомерность обучения, потому что только когда они поняли это, можно сказать, что они начали овладевать предметом.
Более того, известно, что власть Обучения ограничена сама собой. Её цель всегда состоит в том, чтобы стать излишней, что происходит, когда учащиеся получают собственный прямой доступ к комплексу знаний, и им больше не нужно учителей. Желание каждого настоящего учителя состоит в том, чтобы его ученики со временем превзошли его, иначе знания учителя становятся потолком, выше которого учащиеся не могут подняться.
Послушание власти Обучения
Основной тип власти лидеров в церкви — это власть Обучения, поэтому они должны предъявлять причины и давать объяснения, для чего они проповедуют и учат, и должны быть готовы, что им будут задавать вопросы те, кого они ведут.
В Новом Завете слово, обозначающее послушание, в этом контексте — «пейто», которое значит «быть убеждаемым», а убеждать значит завоевывать или производить изменение мнения путем влияния разумных доводов или моральных рассуждений. Это слово используется в Послании Евреям 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно».
Непослушание — «апейтеиа», состояние неубеждаемости или упрямый отказ, или отвержение истины (Тит.3:3).
Природа Духовной власти
Власть, применяемая в духовной, или моральной, сфере, отличается от любого задания власти Обучения, потому что, опять же, у них разные цели.
Если целью власти Задания является выполнение, целью власти Обучения — научиться, как выполнить, то целью Духовной власти — научиться быть, иными словами, она занимается характером и изменением характера.
Так как Духовная власть связана с властью, она должна быть глубоко посвящена:
1. Неприкосновенности морального выбора, и, исходя из этого, необходимости для людей решать и делать выбор на основании совести.
На самом деле, в моральных и духовных вопросах, если человек не принимает решения на основании совести, он совсем не действует морально, он действует аморально. Каким бы социально желанным ни было его решение, его поведением движет конформизм, а не мораль.
2. Почтению к индивидуальности и различиям, так что от людей не ждут, что они будут вмещаться в рамки стандарта, где они думают одинаково. Божий путь — это не единообразие, а единство в многообразии.
3. Уважению к личной жизни. Бог уважает неприкосновенность личного выбора и личной жизни, даже когда это выключает Его из жизни людей (Отк.3:20). Мы должны почитать это так же.
Послушание Духовной власти
Новозаветное слово, обозначающее послушание, здесь, это «хупакуоу», что значит «слушать под» (Рим.6,17; 2Кор.10:5). У него тот же смысл, что и у еврейского слова «шема», которое значит слушать прилежно. В обоих случаях это слушание не просто ушами, но и совестью.
Непослушание — «паракое», произвольный отказ слушать.
Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мат.13,15).
Цель Духовной власти
Одни из самых мудрых слов, которые были когда-либо написаны о духовной власти, исходят от Менно Симонса, одного из отцов Меннонитской Церкви.
Они были написаны во времена Реформации, что делает их ещё более замечательными, потому что это было время, когда противников устоявшегося богословия обычно сжигали на месте. Он сказал: «Духовная власть никогда не заставляет бунтаря смириться. Её единственная цель — дать возможность послушному человеку жить святой жизнью. Поэтому она покоится на добровольном подчинении и послушании. Более того, у духовной власти есть в распоряжении только духовные средства. Её единственным оружием являются молитва, Писание, увещевание и сила святой жизни».
Итак, церковные лидеры, пользующиеся духовной властью, должны усердно избегать применения силы и манипуляции в любой форме, будь это сила воли, или личность, обаяние, или репутация, давление группы или друзей. Ещё больше следует избегать присваивания Божественного откровения или Божественного разрешения для поддержки приказаний, подкрепления взглядов и мнений.
Но они должны также не позволять людям делегировать их моральную ответственность наверх. У некоторых людей есть опасная тенденция избегать личной моральной ответственности, пытаясь заставить своих лидеров принимать этические решения за них. Они приходят и говорят: «Ты — человек Божий, скажи мне, что делать, и я сделаю это», «Ты женщина, знающая Бога, и я доверяю твоему различению; пожалуйста, скажи, как правильно поступить?» Это может льстить и казаться очень соблазнительным, но этого нужно избегать, как чумы.
Вы не можете быть совестью другого человека, и вы не можете быть Богом ему или ей.
Если Духовную власть верно используют и охотно принимают, она достигает трёх целей в церкви:
1. Использует власть Христа в небесной и духовной сферах. Божья воля свершается, когда Бог желает на небесах, а человек желает на земле.
«Се, даю вам. власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам». (Лук.10:19)
2. Дает авторитетное и надёжное, но не безошибочное, водительство и направление в церкви (Деян.15:1-19) и
3. Делает учеников не для людей, а для Христа
«…дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы…» (Мат.28:18-19)
Неправильное употребление власти в моральных и духовных ситуациях
Мы уже говорили, что власть Задания и власть Обучения не совпадают. К этому нужно добавить, что использование власти Задания в Моральной, или Духовной, ситуации смерти подобно. Это рождает законничество, убивающую букву.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит». (2Кор.3:6)
Когда духовные лидеры категорически возвещают то, что они понимают под истиной в моральных или духовных делах, и не позволяют задавать вопросы и дискутировать, они используют власть Задания в духовной ситуации. Когда они классифицируют любые противоположные точки зрения и альтернативные истолкования как бунт против помазанной власти, они также неправильно применяют власть Задания. Власть Задания в духовных вопросах и этических делах, сопутствующих им, неизбежно рождает законничество.
Есть разница между законом и законничеством. Смертельная опасность законничества заключается в том, что оно позволяет нам найти способ жить в пределах буквы закона, не давая ей затронуть наше сердце. Фарисеи установили около 300 правил для соблюдения субботы. Если вы соблюдаете их все, даже Бог не может обвинить вас в нарушении субботы. Но дух субботней заповеди, решение человека жить для славы Божьей, может быть совсем опущен.
Законничество, защищая нас от воздействия закона, также рождает моральную бесчувственность. Если я обращаюсь с законом так, как следует, я вскоре обнаружу, что это палка о двух концах, которая ударит меня раньше и сильнее, чем моих слушателей. С другой стороны, законничество позволяет мне ударить другого буквой закона, а самому совершенно не быть ей затронутым.
Глава 11, «Библейское понимание лидерства» Том Маршалл (Австралия)
* Дарю вам главу из мудрой книги по вопросу лидерства, написанной не-американским пастором 8) — советую прочитать книгу полностью.
Вот это да! Не ожидал такого.
Когда я начинал читать эту статью, не думал что она настолько может упростить подход к лидерству, власти и управлению. Убеждаюсь в который раз, что никогда не стоит идеализировать свое понимание.
Статья действительно очень хорошо разграничивает власть по типам и помогает понять в каких случаях как поступать.
И хотя на сомом деле все для меня знакомое, но теперь в моей голове упорядочилось много понятий.
Благодарю еще раз автора за публикацию.
Это всего лишь одна глава из книги, другие грани освещены в остальных главах и других книгах.
Рада, что эта информация побуждает размышлять.
А все ответы всё равно у Господа
Спасибо. Читал и видел, что оно действительно так происходит в жизни. Многие примеры лидерства(наставничества и учительства) сразу стали примерами, при том, как позитивными, так и негативными.
Еще раз спасибо. Даст Бог — смогу применить это в своей жизни